Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен.
Зигмунд Фрейд


Существует легенда, что однажды в класс Монтессори пришли важные гости, и некая дама в шутливой форме обратилась к одному из учеников. Диалог был примерно следующий:

– Так это и есть тот класс, в котором вы делаете все, что хотите?
– Нет, мадам. Здесь мы просто хотим того, что делаем.


Мария Монтессори – доктор медицинский наук, философ, антрополог, выдающийся педагог своего времени (1870-1952). Автор известной во всем мире научной педагогической системы, в основе которой лежит идея глубокого уважения к личности малыша, его свободное воспитание в подготовленной дидактической среде.
Вся педагогика Монтессори пронизана безграничной верой в созидательную природу ребенка. В соответствии с ее философией подрастающий человек воспринимается как исследователь, первооткрыватель, который нуждается в мягкой поддержке, но никак не в критике и нравоучениях.

“Помоги мне сделать самостоятельно!” – в этом лозунге вся суть монтессори-педагогики, главная цель которой развить самостоятельность через действие. Согласно ей задача взрослого – создать благоприятные условия для всестороннего самообразования ребенка, дать ему возможность самостоятельно выбирать себе занятия, обучаться в собственном темпе без малейшего давления и принуждения. Стимулируя естественную детскую любознательность, мы запускаем механизм вдохновения, пробуждаем желание найти свою “нишу” и глубоко в нее погрузиться.
Мария Монтессори редко употребляла слово игрушки. Предметы, которые использовались для развития интеллекта и практических навыков, она называла материалами. Каждый из них имел четкую образовательную задачу и продуманный алгоритм использования. Свои развивающие материалы Мария сравнивала с лестницей, которая ступенька за ступенькой помогает ребенку подняться. Практически все монтессори-игрушки, которые продаются в современных магазинах, были созданы на их основе. В каталоге AFK-DISTRIBUTION более 400 примеров развивающих игрушек для занятий по методике Монтессори.

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ – ВПЕРЕДИ ВРЕМЕНИ

Мария Монтессори опережала свое время не на один десяток лет. У себя на родине в Италии она стала первой женщиной-врачом, которая осмелилась не только получить “мужское” высшее медицинское образование, но и сделать вызов всей педагогической системе.
После окончания университета Сапиенца Мария взялась обучать самых трудных, умственно отсталых детей, которые официально были признаны “непригодными к обучению”. Стараньями педагога они были помещены в специально подготовленную развивающую среду и вскоре начали опережать в развитии своих “нормальных” одногодок.
В результате монтессоровских малышей привели на экзамены (чтение, счет, письмо) вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и они сдали их лучше, чем “благополучные” сверстники. После этого случая правительством города был создан Ортофренический институт во главе с Марией Монтессори, целью которого стала подготовка учителей для умственно отсталых детей.

МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В 1907 году в одном из бедных римских кварталов Мария Монтессори открыла свой первый “Дом ребенка”. Для католической Италии это была педагогическая революция, прорыв, глоток свежего воздуха. Пространство монтессори-класса было поделено на функциональные зоны, каждая из которых несла особую миссию.
Зона практических навыков
Здесь был воспроизведен реальный мир в миниатюре. Его цель была предельно проста – помочь ребенку освоиться в быту и получить все необходимые навыки самообслуживания. В этой зоне можно было найти следующие монтессори-материалы:

  • наборы для пересыпания и переливания;
  • наборы для резки ножом овощей и фруктов;
  • шнуровки, рамки с пуговицами, крючками, молниями, кнопками;
  • наборы для приготовления пищи, уборки, мытья посуды, чистки одежды и обуви;
  • маленькие утюжки, доски и сушилки для белья.

Зона сенсорного развития
Мария Монтессори была убеждена, что сенсорное развитие является самым важным, основополагающим. Практически все ее методики, так или иначе, затрагивали тренировку органов чувств. Работая с материалами, дети развивали не только зрение, слух и осязание, но и учились распознавать малейшие оттенки вкуса и запаха. Для этого им в помощь были самые разные дидактические пособия: доски для ощупывания, ящички с тканью, тепловые и весовые таблички, различные геометрические тела – например, весовые цилиндры и шумовые коробочки.

МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

Математическая зона Здесь дети находили необходимые дидактические материалы, которые помогали в изучении математики различных уровней сложности. Это могли быть всевозможные штанги и веретена, бусины и цепочки, математические таблицы, доски для сложения, вычитания и умножения. Для знакомства с основами геометрии использовались так называемые геометрические комоды и конструктивные треугольники.

МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

Зона родного языка Все материалы этого раздела подчинялись одной цели – расширить словарный запас, заложить основу для будущего чтения и письма. Для этого были предусмотрены продуманные развивающие пособия:

  • карточки с изображениями предметов;
  • шершавые буквы и подвижный алфавит;
  • фигурки в коробочках для интуитивного чтения.
МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

Зона изучения окружающего мира
Включает различные обучающие материалы, из которых ребенок может получить свои первые представления о природе, науке, культуре разных народов. Это могут быть атласы, глобусы, энциклопедии, календарикарточки с изображениями животных и растений.
Кстати, в первых монтессори-классах этой зоны не было. Она появилась значительно позже, как результат работы многочисленных педагогов-последователей.

МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

СУТЬ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори создавала свою методику “научной педагогики”, изучая труды французский врачей-дефектологов (Итар, Сеген) и наблюдая за детьми в естественных условиях. Она стремилась уважать их свободу и принимать такими, какие они есть. Несмотря на то, что системе Монтессори уже более 100 лет, она до сих пор остается одной из самых востребованных в мире.
В чем же секрет такой популярности? Рассмотрим ключевые особенности этой педагогической методики.
Свобода действий. Задача взрослого, который присматривает за детьми, внимательно, с интересом ученого, за ними наблюдать, но ни в коем случае не поучать, не командовать и не вмешиваться в их спонтанную деятельность. Например, создавая без инструкции конструкции из блоков, дети учатся находить решения и сотрудничать. Можно ли помогать, подсказывать? Да, но только тогда, когда ребенок сам об этом попросил.
Без поощрений и наказаний. Мария Монтессори очень уважала личность ребенка, поэтому никогда не использовала искусственные поощрения (вкусняшки, игрушки, мультики) и тем более наказания. Стимулом к действию выступала исключительно любимая деятельность и правильно подобранные объекты изучения.
Порядок во всем. В монтессори-пространстве все элементы обучающих игр тщательно упорядочиваются. Каждый предмет должен быть на своем месте, но обязательно на виду и в зоне досягаемости ребенка. “Закончил работу – положи не место”, – это золотое правило знает каждый обитатель монтессори-пространства.
Спокойная обстановка. Это очень важный элемент, который, по мнению Марии Монтессори, побуждает ребенка работать на полную мощность, максимально концентрироваться и получать удовольствие от познания мира.
Практические уроки. Обычно они длятся всего несколько минут. Педагог демонстрирует малышу, как правильно пользоваться заинтересовавшим его предметом. Например, он может показать, как обводить пальчиком контур букв и цифр. Кстати, это нехитрое упражнение помогает не только запомнить знаки визуально, но и понять, как их правильно писать.
Разновозрастная группа. Согласно методике Монтессори дети не разделяются по возрастам, а работают в одном классе, обучая и развивая друг друга. Обучение происходит как в большой семье – младшие берут пример со старших, а те, в свою очередь, учатся заботиться о малышах, быть более чуткими и открытыми.
Легкая мебель. Мария Монтессори не любила тяжелых фиксированных парт, массивных стульев, утверждая, что они “сковывают души”. Напротив, в зоне досягаемости малыша всегда должна быть легкая мебель, которую он может самостоятельно отодвинуть, поднять, переставить. Это развивает моторику, учит ребенка быть активным, правильно распределять свои силы.

Индивидуальный подход. Задача монтессори-педагога – увидеть, какой вид деятельности на данный момент времени вызывает у ребенка наибольший интерес и, соответственно, помочь ему сконцентрироваться именно на нем.

МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ: ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ САМОМУ

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

В ходе наблюдений за детьми Мария Монтессори обнаружила, что у ребенка до 6 лет существуют так называемые сензитивные периоды, в каждый из которых ему легче всего дается обучение тем или иным навыкам. И здесь очень важно не ускорять развитие, а подобрать для него наиболее удачное время.

  1. Период восприятия порядка – длится от рождения до 3 лет. В этот период у детей формируются отношение к порядку как таковому. Они учатся взаимодействовать со взрослыми, упорядочивать пространство вокруг себя.
  2. Сенсорное развитие – начинается едва ли не с самого рождения и заканчивается примерно в 5-5,5 лет. В это время очень важно предоставить ребенку хороший дидактический материал для развития всех органов чувств.
  3. Формирование навыков общения – начинается этот период примерно в 2,5 года и длится до 6-7 лет. Активно формируется речь. Ребенок учится выражать свои мысли и чувства, облекая их в слова.

Есть сведения, что такой важный процесс, как внимание, начинает формироваться еще во время родов и активно развивается уже в первые дни жизни ребенка. Так что, если ваш малыш растет недостаточно внимательным, не спешите его ругать.

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ

В мире нет ни одной выдающейся личности, которая бы угодила абсолютно всем. Так было и с Марией Монтессори. Несмотря на огромный вклад в развитие педагогики она никогда не до конца не понимали и не принимали.
Рассмотрим основные аргументы, которые до сегодняшнего дня выдвигаются против методики Монтессори.
Оставила собственного ребенка
Мария Монтессори никогда не была замужем. Мать ее возлюбленного Джузеппе Монтессано, потомственная герцогиня, была категорически против их брака, но, вопреки всеобщему осуждению, Мария Монтессори родила сына Марио. Несмотря на то, что до 15 лет мальчик воспитывался в деревне у дальних родственников своего отца, мать часто навещала его, проводила с ним выходные и праздничные дни. Параллельно она самоотверженно занималась наукой, изучала психологию, работала с детьми.
После того, как Мария наконец-то забрала своего сына к себе, они стали неразлучны. Есть сведения, что Марио не просто любил свою мать, а боготворил ее! Он был рядом с ней до самой смерти, поддерживал во всем, распространил ее методику по всему миру.
Педагогика для умственно отсталых
Мария Монтессори действительно начинала свою педагогическую практику с самых сложных подопечных – с умственно отсталых детей. Именно на них она совершенствовала свои приемы, разрабатывала дидактический материал. Но правда состоит в том, что если великому педагогу удалось выполнить сверхзадачу (дети с умственными отклонениями сдали экзамены лучше, чем ученики обычной школы), то задание средней сложности ему тем более по силам. Если Мария Монтессори добилась столь значительных результатов с проблемными воспитанниками, то неужели она не в состоянии разобраться с обычными детьми?
Некоторые монтессори-материалы устарели
Отчасти это так. Например, большинство современных детей не представляют, для чего учиться стирать вручную или с помощью стиральной доски, если почти у каждого дома есть стиральная машина-автомат… Или зачем упражняться в завязывании шнурков, если можно купить обувь на липучках?.. Или зачем загромождать квартиру развивающими книгами/картами/атласами, если любая информация есть в интернете?
Этот список можно продолжать бесконечно, особенно если воспринимать монтессори-методику буквально.
Методика игнорирует творческое развитие
Не секрет, что в монтессори-среде креативному мышлению отводится второстепенная роль. Да, там есть некоторые материалы для творчества (например, связанные с музыкой – нотный стан, колокольчики, простые инструменты), но они нацелены, скорее, на развитие слуха и музыкальной грамотности, чем на творческую реализацию.
Что касается изобразительного искусства, то в школах Монтессори ему отводится значительная роль. Дети очень много рисуют, а также работают с глиной, в том числе на гончарном круге.
В монтессори-среде дети мало общаются
Этот вопрос очень спорный… Действительно, в первых монтессоровских “домах ребенка” общение между детьми не запрещалось, но и особо не поощрялось. Ролевых и подвижных игр практически не было. Каждый ребенок занимался своим делом, стараясь не мешать “коллегам” и требуя того же в ответ. Детей учили “слушать тишину”, бесшумно садиться и вставать, уважать досуг окружающих. Старшие обучали младших, а те, в свою очередь, пытались им подражать.

В 1988 году ЮНЕСКО включила имя Марии Монтессори в список самых влиятельных педагогов XX века. Она получила множество наград, трижды была номинирована на Нобелевскую премию мира. По монтессори-методике обучались многие выдающиеся личности, например, основатель площадки для интернет-торговли Amazon.com Джеффри Безос, а также создатели поисковой системы Google Лари Пейдж и Сергей Брин.