Палочки Кюизенера или «числа в цвете» известны в Европе давно. Там они есть почти в каждой семье, и дети постигают основы арифметики с пеленок. А что об этом изобретении знаем мы?
Классический набор Кюизенера – это 241 палочка, все разных размеров и оттенков, изготовлены из дерева или пластика. По форме это параллелепипеды длиной от 1 до 10 см. Одинаковые по величине брусочки окрашены одним цветом и символизируют определенное число. Кроме того, они делятся на группы по признаку кратности. Например, числа 2, 4, 8 – это красная группа, а 3, 6, 9 – синяя. Чем длиннее палочка, тем большее число она представляет.
Существуют расширенные комплекты: бренд обучающих игрушек Gigo выпускает счетные палочки с 250 элементами. Производитель деревянных игрушек Viga Toys предлагает упрошенный вариант со 116 деталями.
СУТЬ МЕТОДИКИ
Автор изобретения бельгийский математик и педагог 20-века Джордж Кюизенер. Этот удивительный человек всю жизнь проработал учителем начальной школы. Взаимодействуя с воспитанниками, он обнаружил, что в раннем возрасте детям легче всего получать знания тактильно. Они стремятся пощупать все, даже абстрактные математические понятия.
В 1952 году вышла в свет книга «Числа и цвета», в которой автор подробно описал свою методику и дал практические рекомендации по ее использованию. Он показал, что при обучении детей дошкольного возраста крайне важно установить логическую связь между числами и формой, а также цветом предметов. При таком подходе ребенок получает не временные, а устойчивые знания, основанные на личном опыте.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ
Ознакомительный. На начальном этапе освоения (1-3 года) счетные палочки помогают познакомить ребенка с цветами и формами, развить пространственное мышление и мелкую моторику, научиться сравнивать предметы по высоте, длине и ширине.
Математический. В дошкольном возрасте (3-7 лет) «числа в цвете» способствую освоению базовых арифметических понятий: измерение, состав числа, соотношение части и целого. Постепенно эти знания углубляем и переходим к более сложным математическим операциям – сложению и вычитанию, делению и умножению.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА?
- ° Выкладывать их, чередуя по цвету: например, сначала находим светлые брусочки, затем более яркие, а в конце – темные.
- ° Раскладывать по длине: попросите ребенка построить лесенку, начиная с наименьшей палочки, и заканчивая – самой большой.
- ° Конструировать объекты по схеме или в произвольной форме: например, создавать сказочных героев, сооружения, собирать геометрические фигуры.
- ° Проводить простые измерения: к примеру, спросить у ребенка, сколько в большой палочке поместится маленьких.
- ° Решать логические задачки: например, попросить малыша найти и показать все брусочки, которые длиннее белых, но короче оранжевых.
Изобретение Джорджа Кюизенера давно вышло за пределы математической тематики. Эта гениальная игрушка – одна из универсальных, и отлично дополняет любую педагогическую методику.
Оставить комментарий